More Dead Toys — ребята немногословные, зато их творчество заявляет о себе довольно громко. Первые места в различных местных и международных граффити конкурсах, фестивалях и конвенциях. «Куски» (piece) в Польше, Швеции, Франции, Италии, Германии, Норвегии не говоря уже о городах России и бывшего СНГ.

Moscow Dusty Team– начальный вариант. Потом много разных было More Damage Trains, Мусора Долбят Тоже, Мезр Добрый

Такой …но «официальная» расшифровка MORE DEAD TOYS (Мезр)
Московская команда MDT образовалась в 2000 г. У истоков стояли Geka и Raketo. Позже в крю пришли Mesr, Nazo, Oser, Ren, Dag, Host, Lunik, Nootk. Парни из Москвы и Севастополя.

Первый евровыезд MDT состоялся в 2004 году…Всего за три года о русском граффити начали узнавать в Европе. MDT первыми кто в России сделал полноценное видео, посвященное только рисованию на поездах и метро. («Russian Roulette»)

«Как такового командного стиля у нас нет. Хотя мы все друг на друга сильно влияем. Каждый берет что то друг от друга и это нормально в команде … Развиваемся сами и двигаем команду вперед.. от флопов до «вайлдстайлов» от «тажков» до “ugly pieces style@» (Geka)

Кто сейчас из тех с кем вы начинали, занимается граффити? Чем занимаются остальные?
Мезр: Да все в той или иной форме занимается граффити, окончательно никто вроде бы и не перестал. Просто кто-то рисует больше, кто-то меньше, понятно, что люди уже взрослые и заботы другие совсем, да и времени не так много, работы, семьи итд. Кто-то через граффити пришел в графический дизайн, в дизайн одежды, холсты, оформления. Развиваем творчество и не стоим на месте, не ограничивая себя какими-то рамками. Но рисуют. Кто более, кто менее. Все идет своим чередом, и рисование заняло неотьемлимую нишу в нашей жизни.
Geka: В основном те, с кем я начинал, не перестали рисовать, а просто стали взрослее, у них стало меньше свободного времени на это дело.

Стало это для вас делом жизни? Или спишем все на юношеский максимализм и жажду безобидного уличного вандализма?
Мезр: Помогло найти хороших друзей, сделать себе имя, добиться мировой известности.
Geka: Я много чем занимаюсь помимо граффити. Дело жизни – это как-то слишком громко сказано. Но на ход мыслей это точно влияет. Идешь по улице и по привычке читаешь все надписи, палишь камеры, высматриваешь крутые места для рисования. Сейчас для меня это некое отвлечение от повседневности.

Ставите ли вы до сих пор «bombing» во главу стола или стенки и поезда всего лишь ступень перед серьезным уличным «street art»? Ваше отношение к стритарту в России?
Мезр: Никогда не разделял граффити, нелегал, бомбинг, стены и железо. Это все одно целое. Надо быть первым во всем, уметь делать все. Быть All city!
Geka: Бомбинг и нелегальное рисование я не ставлю во главу стола. Подойду к этому вопросу с другой стороны! Прежде всего, я люблю рисовать шрифты. Я люблю логику построения букв, и это очень сложная и интересная задача. У стритарта, в отличие от граффити, другие цели, он пытается донести какие-то идеи до обычных людей, пытается им понравится — мне это не надо. Мало кто из серой массы отличит хороший тэг от плохого – для них это грязь, а если ты нарисуешь какой-нибудь трафарет с кроликом или крысой – то это уже другое дело, люди обращают на это внимание и говорят: «Как мило! Вау!». Каллиграфию мало кто поймет – это не означает что это менее серьезная вещь, чем какой-то там милый трафаретик. Думаю, люди уходят из граффити в стритарт как раз тогда, когда хотят стать известными широкой массе людей, а не среди узкого круга граффити-райтеров или там как-то зарабатывать с помощью этого. Мне не хочется делать свое творчество прикладным.

Есть ли прогресс в русском граффити за эти годы? Или все ограничивается появлением доступной и качественной краски в магазинах -ведь сейчас граффитчиком в тусе себя не называет только ленивый!
Мезр: Прогресс естественно есть, причем очень быстрый, то, что на западе годами развивалось, у нас проходит за год. Доступная и качественная краска, конечно же, этому помогла, А туса тусой, основа основой!!-)
Geka: Прогресс есть! Стили все круче и круче, и народу все больше! Но уже начинаешь скучать по старым временам. Появление доступной специальной граффити-краски убило некую романтику в граффити. Раньше приходилось ехать на склад или авторынок, покупать автомобильные краски, все знали, какой цвет и какой марки краски лучше кроет. Ворованные губки с самопальными заправками. Как-то сейчас все легче – посмотрел граффити видео, пришел в магазин купил все что надо, залез в депо, сделал поезд, послал фотку в журнал и ты крутой. Из-за этой доступности сейчас все больше и больше народу рисует. Ну и понятное дело, левых людей становится больше.

Поддерживаете ли вы контакты с европейскими командами? Рисовали ли где-нибудь за границей?
Мезр: Контакты всегда стараемся поддерживать, очень много европейцев приезжают в Москву, рисовать, которые передают контакты потом друг другу. За границей рисовали в Минске, Киеве, Стокгольме, Варшаве, Берлине, Париже, Осло, Милане, Мюнхене, Барселоне, и т.д.)
Geka: Большинство из туристов приезжали сюда с целью сделать метро, и мы для них были просто как средство для достижения этой цели. Но были и очень крутые парни, с которыми держим постоянный контакт, обмениваемся информацией и заезжаем в гости.

Ваше отношение к московскому хип-хоп «движу» в общем? Клубов и групп стало больше, но сейчас в движении начинает появляться «культ насилия» и вливаются люди со стороны (околофутбол и пр.) отсюда частый политический и идеологический уклон в лирике.
Мезр: Ну, в Москве делается очень качественный и хороший андерграунд, очень много хороших групп и людей, делающих музыку, основано это все на движе в Москве, культ насилия околофутбол и прочее — это то, с чем сталкиваемся в повседневной жизни. Москва — это постоянный бешеный ритм жизни, который несет нас по течению с огромной скоростью. Есть свои минусы и плюсы. Большие и маленькие проблемы. Отрицать этого нельзя. Все это выражается в музыки или, например, на стенах.
Geka: Я далек от Московского хип-хоп движа. А околофутбол сейчас тренд, и он везде.

Чем для является выражение «белый хип-хоп»?
Мезр: У нас нету такого выражения!) хип-хоп он и есть хип-хоп!
Geka: Ну а вообще Рэп или Хип-хоп? Граффити было еще до рэпа и было вовсе даже не тотально черным или белым. А первая ассоциация с выражением «белый рэп» это что-то смешное типа — Vanilla Ice.

Немного провокационный вопрос. Есть ли все таки самобытность в русском граффити или ребята просто повторяют пройденный кем-то материал?
Мезр: Я особо не парюсь по этому поводу и делаю то, что нравится мне самому.
Geka: Русского стиля в граффити нет и не будет! Это проблема всех молодых сцен. Это уже невозможно. Самобытные стили могут, зародится только в изоляции от влияния со стороны. Раньше так было — каждый город со своим стилем. Локальные райтеры варились в своей каше и влияли друг на друга. Сейчас во времена Интернета это уже невозможно. Тем более в Москве, где граффити в городе сразу закрашивается! Люди видят чаще рисунки со всего мира в Интернете, чем на улицах своего города. Мир стал гораздо быстрее обмениваться информацией. Тренды везде одинаковые. Но если нет общего русского стиля – это не значит что нет индивидуальных оригинальных стилей у российских райтеров.

Граффити шрифты со стен городов постепенно перемещаются скажем так на людей (одежда, обувь и т.д.) Одобряешь ли ты «расширение» сфер влияния или уместно употребить ставшее почти обидным «мэйнстрим»?
Мезр: Почему бы и нет. Смотря как это преподносится. Если грамотно, то конечно одобряю.
Geka: На всех субкультурах сейчас делают деньги. А граффити на одежде было еще лет 30 назад, посмотрите stylewars.

Ваши планы на будущее? Как они связаны с «граффити»?
Мезр: Как всегда: Захватить весь мир!!
Geka: Переставать рисовать не собираюсь. Совершенствоваться можно всю жизнь. Насчет быть активнее, не уверен, что получится в будущем много рисовать, так что буду брать качеством, а не количеством.