Can 2 (гражданское имя - Федор Вильдхарт) - один из самых известных немецкий райтеров. Он один из немногих спрейеров, способных создавать как хорошие фигуры, так и выдающиеся шрифты. По его собственным словам, Кэн рисует только на стенах и имеет большой авторитет, в том числе и за пределами Германии. Он является совладельцем франкфуртского "Аэрозоль-Арт-Агентсва Oxygen", через которое происходит межрегиональные заказы на граффити.
- В чем разница (заметная в технике) между твоими рисунками и других райтеров?
- Технически разница между моими кэрэками и другими ясно заметна в оттенках и, конечно, в стиле. Есть некоторые райтеры, которые, между прочим, пытаются копировать или имитировать мою технику. Иногда меня это немного раздражает. С другой стороны это лестно.
- Как ты находишь свои темы? Что тебя вдохновляет?
- Я рисую с семи лет. Каждый отрезок жизни дает свои образы. Начиная с Ибанеза, Карла Баркса и до Удерцо, на меня влияли многие художники комиксов, в том числе и неизвестные. Я всегда обожал комиксы. Фотореалистичные изображения тоже, конечно, производили впечатления, но никогда мощно не вдохновляли. Что касается Би-Бой-Кэрэка, здесь примером мне был ШКИД из Гисена. Уже в 1985 году он рисовал такие кэрэки, которые даже сейчас перекрыли бы 98% всех кэрэков Германии. ШКИД задал мне масштаб. И не только для Би-Бой-Кэрэков, но и для всех остальных фигурных изображений --насекомых, животных, фэнтези. Сейчас я черпаю вдохновение отовсюду: из видео, от друзей, из повседневной жизни. Нужно просто иметь дар, способность хорошо наблюдать. Все, что ты переживаешь, откладывается в мозгу и когда-нибудь, сидя перед листом бумаги, ты реализовываешь свои идеи.
- Насколько для тебя важна связь граффити и хип-хопа?
- Мне важно не разделять хип-хоп и граффити. В 1983 году брейкданс привел меня к музыке, а позже - к граффити. Когда на этом пути приходишь к рисованию, невозможно отделять одно от другого. Граффити - лишь одна четверть хип-хопа. Остальные три всем, вероятно, должны быть известны. Между тем есть очень много райтеров, не имеющих ничего общего с хип-хопом. По-моему, у них не будет правильного ощущения граффити, т.к. у них недостает части культуры. Спрейеру совсем не обязательно заниматься брейкдансом, рэпом или скретчем, но надо хотя бы этим интересоваться и попытаться понять связи между этими отдельными частями.
- Шрифт и рисунок - что для тебя важнее?
- Шрифт и рисунок совсем не обязательно должны сочетаться. Но конечно, фигуры скорее станут "мостиками" к нормальным бюргерам, которые в шрифтах в основном ничего не понимают. Кэрэк можно использовать, чтобы лучше передать какой-нибудь "месседж". Кэрэк интернационален, понятнее, чем любые языки, буквы и слова.
- Если бы те не смог больше рисовать, какое занятие ты бы нашел, сопоставимое по значимости с граффити?
- Надеюсь, нет ничего, что дало бы мне столько же, сколько граффити. Работа с компьютером, фотографией или дизайном мне нравится, но место граффити не займет. Самое главное, что здесь есть место творчеству.
- Частенько говорят: "Граффити - это болезнь"…?
- Совершенно точно - болезнь! Тот, кто уже рисует некоторое время, делает это с душой и уже получил признание, понимает, о чем я говорю. В 1986 году мы с Цебстером снимали документальный фильм "Граффити. Болезнь" (прим.: Цебстер - издатель известного граффити-журнала "On the Run" и совладелец Агенства MZEE).
- Ну а как у тебя с наркотиками? В любом творческом деле общество сразу заподозревает некое наркотическое болото…
- Единственный наркотик, который я иногда принимаю - это пиво. Тут я передаю привет Дортмунду! Все остальные наркотики, начиная с сигарет, я жестко отвергаю. Наркотикам в хип-хопе делать нечего, не говоря уже о граффити.
- Ты стал известен благодаря выделанным насыщенным цветом рисункам среднего и большого формата. А как ты относишься к тэгам и throw-ups?
- Я люблю тэги и throw-ups. С этого начинался граффит, это самая первоначальная форма граффити-райтинга, как это начиналось в Нью-Йорке.